Наши преимущества:
Оригинальные картины без посредников по минимальной цене

Ваши удобства:
Представление картин в различных интерьерах комнат (видео)

Картины русских художников

Картины русских художников маслом на холсте

Картины русских художников, описанные в этой статье, прежде всего относятся к работам, выполненным маслом на холсте. Они выделяются объёмностью и неповторимостью за счет многообразия применяемых красок. Благодаря этому живопись маслом может отразить всю полноту душевных переживаний, которыми автор наделил свою картину, и сохранить её энергетику на многие годы.

Ведь художник творит интуитивно. В этом и заключается самобытность искусства, где многие вещи мастер живописи чувствует на тонком уровне. И он не пытается придумать какие-то символы, они формируются у него в душе. Он просто передаёт их образы миру через свои полотна. Вот, например, о каких символических образах, присутствующих в работах живописцев, рассказано в статье:

  • о реках;
  • о Севере;
  • о камне;
  • о лестницах вверх;
  • об уходящих рельсах;
  • об открытых дверях;
  • о монастырях и храмах;
  • о берёзах.

Русские художники, чьи картины приводятся в настоящей публикации:

  • Василий Дмитриевич Поленов;
  • Исаак Ильич Левитан;
  • Александр Афанасьевич Колотилов;
  • Алексей Викторович Гиляров;
  • Сергей Александрович Жуков.

Картины некоторых живописцев из приведённого списка можно легко приобрести на страницах данного сайта о картинах художников.

Картины русских художников о реках

Реки на картинах В. Поленова

Только разговор зайдёт на тему «картины русских художников о реках», у знатоков живописи в памяти сразу возникают полотна одного из величайших живописцев России — Василия Дмитриевича Поленова. Глядя на его работу «Переправа через реку Оять. С мельницы», написанную в середине 1872 года, становится ясно, насколько он талантлив.

Быстрота и движение привлекали В. Поленова

Ему ещё в то время было только 28 лет, и был он полон сил и энергии, и привлекали его быстрота и движение. Эти устремления нашли своё отражение в его творении: на фоне прекрасной водной глади крестьянка с хворостиной перегоняет уставшую лошадь через реку. Уже тогда будущего гения, вошедшего в плеяду известных художников России, гипнотизировали величественные течения воды, неба, времени.

«Река Воря»

Другая картина Василия Дмитриевича – «Река Воря», написанная в 1881 году, уже представляет вид с высоты птичьего полета. Автор так отразил на холсте реку, что кажется, как над статичным миром движется зритель. Река застыла, ветер не трогает деревьев, и только человек, словно во сне, летит над этим простором.

Река в пейзаже «Русская деревня»

Ещё замечательно показана река в пейзаже В. Поленова под названием «Русская деревня» 1989 года. На ней, словно застывшая сцена из жизни, запечатлён пейзаж на деревенскую тему с речкой. Деревенские ребятишки рыбачат и играют на песчаном берегу.

Построив мнимый мост через реку от зрителя к множеству извилистых сельских дорожек, нас словно приглашает Василий Дмитриевич в этот уют деревни. И сам автор очарован этой красотой природы, деревни, речки… Он, как городской житель, всегда мечтал перебраться на природу и частенько стоял на берегу Оки с этюдником.

О реке Оке

Уже в зрелом возрасте, когда сбылась мечта о своём тихом загородном гнезде, В. Поленов стал писать совсем другие пейзажи о реках. В 1890 году Василий Дмитриевич приобрел имение Бёхово в Тульской губернии, на высоком берегу Оки, там построил небольшой домик за деньги от продажи полотна «Христос и грешница». Усадьбу на сосновой опушке назвали Борок.

В работе этой поры уже чувствуется изображение тихого покоя в просторе природы. Все времена года охватывает мастер отечественной живописи своими полотнами о реках: «Ранний снег. Бёхово» 1891 года, «Стынет. Осень на Оке близ Тарусы» 1893 года, «Ока. Вечер» 1893 года.
Все описанные выше произведения представлены на данном фото:

Картины русских художников - о реках

Картины русских художников о Севере

Работы И. Левитана о Севере

Картины русских художников о Севере — этот прежде всего работы И. Левитана. Они настолько кажутся для зрителя богатыми своим лирическим и духовным наполнением, что на второй план уходит мысль о суровом Севере. Во многом живописцы, в том числе известные, отдают предпочтение броским тонам. В прошлом, в 19 веке, в Европу привозили лазурь из Афганистана, даже пытались находить яркие минералы в итальянской реке Сиене… Всё это ради эффектных контрастных сюжетов, которыми заменяли совсем близкие сюжеты с глубоким смыслом.

Изображения северных пейзажей до И. Левитана

Из-за этого предшественники И. Левитана, а среди них были и известные на Руси мастера живописи, считали изображения северных пейзажей малозначительными и совсем несодержательными. И вот ещё мало кому знакомый пейзажист Исаак Левитан, благодаря своей любви к Северу, решает показать всему миру красоты этого далёкого края.

Полотна о Северной Финляндии

Полотна о Северной Финляндии — это обязательно работы И. Левитана, в первую очередь они приходят на ум. Не сразу живописец открыл для себя эту тему. Ещё в молодости он не мог путешествовать потому, как не мог позволить себе из-за бедности. Позже, уже в зрелом возрасте, когда было за тридцать, он смог посетить Финляндию, входящую в состав Российской империи.

Картины русских художников - о Севере

И тогда появились его первые полотна, где была изображена вода («Крепость. Финляндия» 1896 г., «На Севере» 1896 г.). На них за счёт тонких цветовых оттенков удивительно показаны границы между водой и небом. В этом состояла притягательная сила пейзажей о Севере русского мастера живописи Исаака Левитана.

Работа И. Левитана «Остатки былого. Сумерки. Финляндия»

В другой его работе «Остатки былого. Сумерки. Финляндия» (1897 год) изображены камни, будто вечные хранители памяти прошлого. Совсем другой образ — не тот, что раньше писал мастер, например, солнце и «цветы», используя яркие краски. При этом, изображая камни, подчеркнуть красоту и благородство русского Севера под силу одному из лучших представителей из плеяды отечественных живописцев того времени — И. Левитану.

Картины русских художников о камне

Картины русских художников о камне — В. Поленов

Картины русских художников о камне больше всего представлены в картинах Василия Поленова. Этот выдающийся мастер живописи известен своими полотнами с изображением не только рек, но ещё и камня. Каждый элемент словно символ имеет своё значение. Неискушённый зритель не придаст значения часто повторяющимся образам на полотнах живописцев.

И мало кто задумывался, что скрыто под символом камня. Даже среди искусствоведов не встретите понятного описания символики каменистых пейзажей Василия Дмитриевича. Они же встречаются помимо сюжетов о Севере ещё и в восточной живописи. Что же они означают?

Картины русских художников - о камне

Символ камня на картинах В. Поленова

Символ камня подразумевает незыблемость, вечность, упорство. Сразу вспоминаются образы каменных построек, скальных массивов, огромных валунов. Одни только крепости вызывают воображаемые образы упорства их защитников во время долгих осад и ожесточённых сражений. Например, заметно выражена идея незыблемости и упорства на пейзажах: «Ущелье среди скалистых гор» (1897 г.), «Мол в Порт-Саиде» (1882 г.).

Лестница вверх на полотнах отечественных живописцев

Полотна Василия Поленова с образом лестницы

Совсем другой смысл изображённых лестниц в живописи заложен известным русским художником Василием Поленовым. На полотне «Бабушкин сад» 1878 года его герои спустились с лестницы вниз. Жизнь прожита, и высшая точка пройдена. И наоборот, в картине из Евангельского цикла «Марфа приняла Иисуса в свой дом» женщина по имени Марфа впустила в свой дом Иисуса Христа. Это высший момент, самая верхняя ступень её жизненной лестницы.

Картины русских художников - с образом лестницы

Присмотритесь к лестницам на полотнах живописцев. Этот элемент сюжета никогда не бывает случайным и частенько присутствует, как у зарубежных, так и у отечественных мастеров изобразительного искусства.

Картины русских художников и уходящие рельсы

Уходящие рельсы как неизбежность предначертанного пути

Картины русских художников и уходящие рельсы – что может быть общего? Это ведь не технические каталоги… Однако присутствующие на некоторых полотнах рельсы содержат в себе знак предопределенности. Это словно путь, свернуть с которого невозможно. Каждый из нас проходит свой маршрут, намеченный судьбой на карте жизни. Вот почему некоторые мастера живописи используют образы рельсов, трамваев, поездов и железнодорожных станций.

Так, например, на картинах Александра Колотилова и Василия Поленова присутствуют эти символы, содержащие скрытый смысл. У одного живописца – это идущий по рельсам одинокий ночной трамвай, у другого – движущийся сквозь заснеженную мглу поезд. Они подчёркивают неизбежность предначертанного пути и вызывают некие грустные чувства. Только у каждого отечественного живописца имеется свой особенный подтекст.

Рельсы, поезда и станции в работах художников

В работе Александра Колотилова «Ночной город» 2012 года сквозь непогоду ледяного дождя, звеня и размывая остатки снега на зимней улице, едет старый трамвай. Внутри него тепло и уютно. Он привезет на нужную остановку и поедет дальше, оставив пассажира наедине со своими делами. Только едет вагончик по тому пути, для которого проложены рельсы, и его нельзя изменить.

Совсем другой смысл в работе Василия Поленова «Железная дорога близ станции Тарусская» 1903 года. Сквозь серую мглу морозного дня мчится поезд. Параллельно прямым линиям рельсов идёт извилистая дорожка, как альтернатива, казалось бы, неизбежному пути. По ней может пройти всякий, и остановиться, и свернуть куда угодно, не придерживаясь маршрута и расписания.

Или вот в работе Александра Колотилова «У станции «Пушкино» изображены не рельсы или поезда, а железнодорожная станция. Вернее, явно чувствуется её присутствие где-то рядом. И от нее можно уйти, отказаться от поездки. Поэтому, так символично смотрится набросанный крупными мазками на переднем плане этот «побег» от предначертанного. Зрителю словно дается право выбирать свой путь: или ехать в зимний вечер, или пройти к огням домов по протоптанной дороге.

Картины русских художников и уходящие рельсы

Открытые двери в работах отечественных живописцев

Открытые двери в европейском и русском пейзаже

Также есть у отечественных живописцев и другие примеры открытых дверей, как всем известная работа Василия Поленова «В парке. Местечко Вель в Нормандии». Из-за того, что почти никто не приводит её название целиком, многие думают, что это одна из многих заброшенных российских усадеб. Ведь березки так похожи на те, что растут в нашей средней полосе, хотя это французский парк.

И как бы в ответ на эту работу Александр Колотилов пишет «Последний снег» в 2010 году. Ворота здесь в старую усадьбу открыты. Художник приглашает нас прогуляться по солнечному парку, ощутить вместе с ним запах земли, прелых листьев и утренней свежести.

Порой так легко спутать европейский и русский пейзаж, но невозможно спутать почерк художника. У каждого он свой, особенный, как и скрытый смысл, заложенный в его работах. Одно общее их объединяет — вновь и вновь живописцы возвращаются к теме открытых дверей, приглашая нас в свой мир живописи. Главное, вовремя сделать шаг и не пройти мимо них. Словно Колотилов продолжает традиции известных живописцев в своих художественных произведениях.

Картины русских художников и открытые двери

Таким образом, не случайно в живописи встречаются лестницы вверх, уходящие рельсы и открытые двери. Они подчёркивают способами изобразительного искусства разное отношение живописца к жизненному пути человека.

Монастыри и храмы на картинах русских художников

Многие ценители изобразительного искусства слышали о творчестве знаменитых художников, посвящённом монастырям и храмам. В русской живописи изображение храма всегда занимало и продолжает занимать особое место.
Есть несколько путей познания мира. Среди них искусство и религия. Благодаря изобразительному искусству человек также познаёт окружающий мир.

Храмы на картинах русских художников всегда наполнены большим смыслом, чем просто пейзажи с опушкой леса или рекой. Это такая редкая сейчас гармония природы и архитектуры. Рукотворный храм, как дом Бога, и храм нерукотворный – природа, органично сочетаются в работах знаменитых мастеров о монастырях и храмах.

Храмы на картинах Исаака Ильича Левитана

Храмы в творчестве Исаака Ильича Левитана занимают особое место. В разных манерах, с разными чувствами писал их Исаак Ильич. Он не был «воцерковленным» человеком, но православие привлекало его. Красота богослужения, гармония храмов не оставляли равнодушным этого гениального живописца.

Вот, например, у него в пейзаже о деревне «К вечеру» 1899 года искусно изображены сумерки, ветреная облачность неба, тревожное угасание дня и какое-то чувствуется движение. Только небольшая церковь застыла неподвижно, олицетворяя вечность.

Или пейзаж в творчестве Исаака Ильича Левитана «Вечер. Золотой Плёс», написанный в 1889 году с совсем другим настроением. Здесь присутствуют безветрие раннего утра и атмосфера пробуждения. Все людское скрыто в прибрежной зелени. Только высокие шпили храма торжественно возвышаются над гладью реки.

Картины русских художников - монастыри и храмы

Берёзы на полотнах отечественных художников

Не менее интересны берёзы в творчестве великих живописцев России. Их приверженность к изображению родной природы не могла обойти стороной эти знакомые с детства каждому русскому человеку деревья.

Белая берёза на полотнах Василия Дмитриевича Поленова

Белая береза – имя нарицательное. С детства нас учили, что это символ родной природы, утонченной русской души. Поэтому берёза – это что-то такое глубоко наше, исконно русское. Не случайно её образ присутствует в творчестве великого живописца Василия Дмитриевича Поленова. Но как это понять и объяснить?

Не вдаваясь глубоко в размышления, в чем же кроется разгадка символа этого дерева, Василий Дмитриевич использовал его в некоторых своих знаменитых работах. Будь то осень или зима, «белоногие» берёзы выделялись на фоне темных хвойных лесов или выступали на передний план в солнечном свете.
Например, на полотне «Золотая осень» 1893 года, освещённые солнцем белые стволы великолепно создают контраст на золотистом фоне осенней природы.

Или вот «Березовая роща» 1879 года, где солнечный свет словно исходит снизу, от корней деревьев. Небо плотно закрыто темным сводом крон, но роща наполнена сиянием, тонкие тени падают на тропу. Человек вдалеке будто идет, привлеченный светом маяка.

Берёзы на полотнах Алексея Гилярова

Как удивительны берёзы на полотне Алексея Гилярова («Весна в Тверской области», написана в 2017 году). Лесная дорога в их окружении как бы зовёт путника окунуться в дышащий весной лес. А свежесть природы настолько образно показана в весеннем пейзаже живописца, будто ощущается березовый сок.
В творчестве художника Гилярова это дерево встречает неоднократно. Полотно «Июль. Полдень» изображает группу молодых берёзок в лучах яркого солнца, так поразивших живописца. Их пышная листва создаёт спасительный тенёк для любого путника.

Картины русских художников - с берёзами

Красота берёз на полотнах Сергея Жукова

Необыкновенная красота берёз в творчестве Сергея Жукова поражает своей реалистичностью. Будто профессиональный фотограф автор отобразил удивительны минуты утреннего майского леса на своём полотне «Май. Утро» 2018 года. На стволах играют солнечные лучи, яркие майские цветы, свежая листва – всё передаёт свежесть распускающейся природы.

В другой работе живописца Жукова «Перед апрелем» 2020 года самые родные деревья на фоне мартовского пасмурного леса выполняют роль основного объекта внимания. Их белые стволы, слегка освещенные проблесками солнца, словно являются маяками надежды на скорейшее приближение весны.

Ответить